Секретов WINDOWS
Для справки: BOOT.INI-один из файлов ,помещаемых в системном разделе,который содержит информацию о расположении системных файлов для каждой из операционных систем,установленных на компьютере.Эта информация задается в виде имен ARC. Как вы увидите далее,с помощью BOOT.INI можно настроить процесс загрузки и конфигурацию системы под свои нужды.
Существует множество приятных особенностей BOOT.INI исключительно полезных для разработчиков драйверов и программ под NT,т.е. существует возможность протестировать "сырые" продукты в разных конфигурациях системы на одной машине.
Например,ограничение памяти в NT может оказаться чрезвычайно полезным для выяснения минимальных требований к системе для устойчивой работы программы или драйвера, а лимитирование числа процессоров вполне может служить для оценки маштабируемости системы. Здесь собран список текущих возможностей BOOT.INI-самых полезных:). Новые опции появившиеся в Win2K (NT 5) сответствующе описанны -"(только для NT 5.0)",и присутствуют в некоторых Beta билдах,но могут и отсутствовать в final release.
/NOGUIBOOT - (только для NT 5.0) Когда эта опция описана VGA video драйвер,ответственный за представление графики в течении процесса загрузки Win2K's не инициализируется. Вообще этот драйвер используется для отображения на экране монитора процесса загрузки ,и как правило для отображения Blue Screen-кошмара любого НТшника,таким образом включение этой опции в BOOT.INI сделает все это невозможным.
/FASTDETECT - (только для NT 5.0) Если у вас стоит две ОС- NT 4.0 и Win2K (NT 5.0) ,то при процессе загрузки используется NTDETECT.COM от Win2000. В Win2K инициализация параллельных и serial устройств осуществляется с помощью plug-and-play драйверов устройств,но NT 4.0 в этом смысле полностью полагается на NTDETECT.COM.Таким образом, определяя параметр FASTDETECT , как раз в том месте , где NTDETECT производит инициализацию оборудования при загрузке NT 4.0,мы заставляем NTDETECT пропустить эти вещи при загрузке Win2K. Установка Win2K автоматически распознает наличие второй установленной системы и прописывает этот параметр в BOOT.INI.
/BOOTLOG -(только для NT 5.0) определение этого ключа позволяет NT записать последовательность загруки в лог файл в %SystemRoot%NTBTLOG.TXT. В лог файле описывается детально какой драйвер загружен или не загружен при загрузке ОС. Например,что-то вроде этого:
Microsoft (R) Windows NT (R) Version 5.0
Loaded driver WINNTSystem32 toskrnl.exe
Loaded driver WINNTSystem32hal.dll
Loaded driver WINNTSystem32BOOTVID.dll
Loaded driver pci.sys
Loaded driver isapnp.sys
Loaded driver intelide.sys
/SAFEBOOT :(только для NT 5.0) Вам вряд ли когда-либо придеться описывать этот ключ вручную. Когда вы нажимаете F8 для загрузки в защищенном режиме NTLDR делает это за вас. Но вы можете определить один из трех дополнительных ключей:
MINIMAL, NETWORK, или DSREPAIR.
MINIMAL и NETWORK отвечают за загрузку ОС в защищенном режиме без и с поддержкой сети соответственно.При защищенном режиме NT загружает только драйвера и сервисы, описанные по имени или группе в Minimal или Network ключах реестра:
HKLMSystemCurrentControlSetControlSafeBoot.
Ключ DSREPAIR (Directory Services Repair) указывает NT ,что необходимо грузиться в режиме,который восстанавливает Active Directory из backup'а. Дополнительная опция,которую вы можете определить- "(ALTERNATESHELL)". Она укказывает NT, какую программу ,описанную в реестре
HKLMSystemCurrentControlSetSafeBootAlternateShell
использовать в качестве графической оболочки, взамен используемого по умолчанию Explorer'а.
/NOSERIALMICE - [COMx | COMx, y, z ...] -отключает обнаружение мыши ,подключенной к последовательному COM порту (портам)
/PERFMEM -
/PERFPAGES -
(только для NT 5.0) Эти ключи вроде не будут поддерживаться в final release Windows 2000, так как они используются NT для резервирования физической памяти для Basic Block Testing (BBT). Существует только одно упоминание о BBT ,которое мы смогли найти на сайте Microsoft: судебное дело США против Microsoft от 2-ого февраля 1999 года. В нем рассказывается о том как Jim Allchin отвечал под присягой на вопросы по поводу BBT.Он сказал,что BBT- вещь оптимизирующая производительность системы.Microsoft использует ее в пререлизах,для того чтобы минимизировать количество страниц памяти. PERFMEM определяет резервирование физической памяти в MB, а PERFPAGES -количество страниц памяти - они не должны присутствовать совместно.Место для BBT резервируется в Thread Environment Block (TEB) каждого потока.На самом деле я так и не понял как конкретно влияет этот параметр на работу системы:))).
/INTAFFINITY -(только для NT 5.0) Этот новый ключ определяет использование многопроцессорного HAL (HALMPS.DLL) для распределения прерываний ,например назначение прерывания в многопроцессорной системе только процессору ,имеющиму высший приоритет.Без этого ключа HAL обычным образом разрешает всем процессорам получать IRQ.
/MAXPROCSPERCLUSTER - (только для NT 5.0) кажется, что многопроцессорный HAL в Win2K (HALMPS.DLL) имеет способность к работе с многопроцессорными системами, которые составлены из кластеров в свою очередь состоящих из малых мультипроцессорных систем. Например, если Вы имеете 8-процессорную систему , которая составлена из 2 4-процессорных кластеров ,то ID каждого процессора должен быть определен ориентируемым кластером через HAL. Размер максимального кластера- 4, и значение по умолчанию - 0 (система не основана на кластерах).
Пример: /MAXPROCSPERCLUSTER=3.
/TIMERES - (только для NT 5.0) На многопроцессорном HAL (HALMPS.DLL) эта опция установит разрешающую способность системного таймера. Параметр -число, в сотнях наносекунд, его значение будет установлено ближайшим меньшим ,который поддерживает HAL.Заданная по умолчанию разрешающая способность - 7.8ms.
Пример: /TIMERES=9000 установил бы таймер на разрешение в 98ms.
/YEAR - опция очевидно предназначена для проверки на соответствие Y2K. Определение этого параметра говорит ядру NT ,что необходимо игнорировать год , сообщаемый системным таймером компьютера, и вместо этого использовать,определенный в BOOT.INI. Таким образом, год, используемый в BOOT.INI воздействует на все программное обеспечения в системе, включая ядро NT. Пример: /YEAR=2001. Примечание: эта опция доступна только на NT 4.0 с 4 Сервис паком и Windows 2000.
/USE8254 - Этот параметр предназначен для систем со старым BIOSом .Он говорит NT HAL ,что необходимо использовать 8254 чип таймера в качестве основного.
/MAXMEM - эта опция ограничивает для NT использование памяти. Число в МБАЙТ. Пример: /MAXMEM:16 ограничил бы NT 16МБ системной памяти.
/BURNMEMORY - эта опцияs заставит NT "забыть" все ограничения относительно указанного объема памяти, типа /MAXMEM.Значение в МБАЙТ. Пример: /BURNMEMORY=128 сказал бы NT- Отбрось 128МБ физической памяти на машине как непригодные.
/ONECPU - эта опция указывает NT, использовать только один ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР мультипроцессорной системы.
/NUMPROC - допускается только число указанных центральных процессоров . Пример: /NUMPROC=2 на системе с 4 процессорами заставит 2 из этих 4 процессоров простаивать под NT.
/SOS - Заставляет NT выдавать во время загрузки всю информацию относительно того, какие драйверы загружены ,и насколько успешно:)
/BASEVIDEO -Заставляет NT использовать стандартный драйвер VGA в режиме GUI.
/NODEBUG -запрещает использование любой отладочной информации.
/CRASHDEBUG -загружает отладчик в память,где он остается до тех пор ,пока не возникнет ошибка ядра.
/DEBUGPORT=COMx -задает COM порт для отладки.
/3GB -этот параметр появился в 3 Сервис паке для NT 4.0 и существует на всех более поздних update-ах под NT.Этот ключ поменяет стандартное распределение между пользователем и системой карты виртуальной адресации NT',то есть пользователь получит в свое распоряжениек 3GB , а система 1GB. Предоставление большей виртуальной памяти прикладным программам, интенсивно использующим память подобно серверам баз данных может улучшать их производительность.Однако,чтобы приложение смогло использовать это преимущество оно должно быть помечено как приложение 3GB-aware.
/PCILOCK -запрещает Windows NT динамически назначать IO/IRQ ресурсы на PCI устройства и оставляет конфигурацию BIOS-а.
Чистим контекстные меню в Windows
Автор: Даниил ХудобаИсточник: http://www.cpp.com.ua/
После установки некоторых программ в контекстных меню появляются различные команды, не всегда нужные (тем более после того, как эти программы будут удалены). Наведем-ка порядок в рационе, оставив в меню только действительно полезные блюда!
Меню, открывающиеся по щелчку правой кнопкой мыши, называются контекстными потому, что их содержимое зависит от контекста — другими словами, от того, в какой программе вы находитесь и на каком объекте щелкнули. Файловые утилиты, многие бесплатные программы и другие приложения, чтобы было удобнее ими пользоваться, часто добавляют в контекстные меню свои команды и целые разделы. Так поступают, в частности, архиваторы WinZip и WinRar, а также почтовые клиенты Outlook Express и The Bat!, которые добавляют в контекстные меню файлов команды упаковки и отправки по электронной почте в виде вложений.
К сожалению, чем больше таких программ установлено, тем длиннее контекстные меню, тем больше в них беспорядка и тем сложнее найти нужную команду. Ситуация усугубляется еще и тем, что многие программы, особенно бесплатные, грешат тем, что созданные ими команды контекстного меню остаются даже после удаления самих программ.
Впрочем, в некоторых утилитах предусмотрены удобные способы настройки и удаления команд контекстного меню. Это лучший и самый надежный способ наведения порядка. Но если такой функции в программе нет (или если вы успели ее удалить), состав меню можно изменить с помощью системного реестра Windows.
Однако прежде чем лезть в реестр (что не всегда безопасно), рассмотрим несколько наиболее распространенных программ, в которых предусмотрено не только создание команд контекстного меню, но и возможности их безопасного удаления.
Архивы WinZip
Популярная утилита-архиватор WinZip добавляет в контекстные меню файлов несколько команд (таких как Add to Zip) либо выделяет их в субменю WinZip. Для того чтобы настроить эти команды, запустите WinZip в "классическом" режиме (а не в режиме мастера) и выберите команду Options > Configuration
(Опции > Настройки). В версии 8.1 и более поздних перейдите на вкладку System
(Система) в раздел Explorer Enhancements (Расширение "Проводника"). Чтобы не слишком долго рыться в поисках нужной команды, в этих версиях можно отключить режим Display context menu items in a submenu (Некаскадное меню) — и тогда команды архивирования будут размещаться в основном меню, как в предыдущих версиях WinZip.
Чтобы изменить отдельные команды, выберите или отключите соответствующие элементы в разделе Context menu command (Команды контекстного меню). Отключив режим Display icons on context menus (Иконки в меню), можно оставить в меню команды, но удалить пиктограммы.
Наконец, для того чтобы полностью исключить команды WinZip из контекстного меню, отключите режим Use shell extension (Использовать расширения оболочки, в версиях 7 и 8) или Enable Explorer enhancements (Расширение "Проводника"). Однако имейте в виду, что при этом вы потеряете возможность извлечь содержимое из архива, перетащив его правой кнопкой мыши, и не сможете пополнять архив путем перетаскивания файлов на его пиктограмму.
Настройка команд контекстных меню, создаваемых
популярным архиватором WinZip
Музыка Winamp
Бесплатный медиа-плеер Winamp добавляет в меню папки три команды: Play in Winamp (Проиграть в Winamp), Enqueue in Winamp (Поставить в очередь Winamp) и Add to Winamp's Bookmark list (Добавить в список закладок Winamp). Чтобы удалить их, откройте Winamp и выберите Options > Preferences
(Сервис > Параметры) или щелкните правой кнопкой мыши в окне программы или на ее панели и выберите эту же команду из ее собственного контекстного меню. В левой части окна появится изображение иерархической структуры меню. В разделе General Preferences (Общие параметры) выберите ветвь File types (Типы файлов) — в более ранних версиях она называется Setup
(Настройка) — и отключите режим Show Winamp in folder context menus in Windows Explorer (Показывать Winamp в контекстных меню папок "Проводника") или, в ранних версиях, Directory context menus
(Контекстные меню каталогов) и щелкните на кнопке Close (Закрыть).
Контекстные меню "Проводника"
В Windows 2000 и XP Pro для удаления отдельных команд из контекстного меню My Computer (Мой компьютер) и папок можно воспользоваться инструментом Group Policy
(Групповая политика). Предположим, мы хотим убрать из контекстного меню My Computer (Мой компьютер) команду Manage (Управление), по которой запускается инструмент администрирования Computer Management (Управление компьютером). Для этого нужно выбрать Start > Run
(Пуск > Выполнить), ввести gpedit.msc и нажать Enter. Откроется окно, на левой панели которого будет отображено иерархическое дерево команд. Перейдите в раздел Local Computer Policy \ User Configuration \ Administrative Templates \ Windows Components \ Windows Explorer, дважды щелкните на элементе Hides the Manage item on the Windows Explorer context menu (Скрыть элемент "Управление" в контекстном меню "Проводника"), выберите режим Enable
(Включено) и щелкните на кнопке OK.
Эта утилита запускается также по команде Start > Programs > Administrative Tools > Computer Management (Пуск > Программы > Инструменты администрирования > Управление компьютером) и если выбрать команду Start > Run, ввести compmgmt.msc и щелкнуть на кнопке OK.
Для того чтобы удалить все контекстное меню папок в Windows 2000, перейдите к пиктограмме Windows Explorer (Проводник) на левой панели и дважды щелкните на элементе Remove Windows Explorer's default context menu (Удалить стандартное контекстное меню "Проводника"). В Windows XP нужно выбрать одноименный элемент, активировать режим Enable (Включено) и щелкнуть на кнопке OK. Когда вы в следующий раз щелкнете правой кнопкой мыши на папке, расположенной на рабочем столе, или на пиктограмме в Explorer, ничего не произойдет — впрочем, контекстные меню остальных объектов, таких как панели инструментов, по-прежнему будут работать. Чтобы отменить эти изменения, достаточно вернуться в описанное диалоговое окно, выбрать режим Not configured (Не конфигурирован) и щелкнуть OK.
В Windows 9x для редактирования контекстного меню определенного типа файла нужно открыть окно My Computer
(Мой компьютер) и выбрать команду View > Folder Options
(Вид > Свойства папки). Откроется диалоговое окно Folder Options
(Свойства папки). Если в нем перейти на вкладку File Types (Типы файлов), выбрать файл нужного типа и щелкнуть на кнопке Edit (Правка), откроется еще одно окно — Edit File Type (Правка типа файла). У этого окна есть несколько полезных функций, в частности можно изменить его пиктограмму или описание. Но главное — в нижней части окна представлены те из команд контекстного меню, которые можно изменить, и ряд кнопок для этого: Remove
(Удалить), Set Default (По умолчанию), а также Edit (Правка) и New
(Создать).
Настройка контекстных меню "Проводника" Windows 9x
Как видим, команды контекстного меню можно не только удалять, но и создавать. Правда, для этого необходимо быть в курсе определенных соглашений, принятых при составлении таких команд. Можно, конечно, почитать умные книжки на эту тему. Однако в образовательных целях можно воспользоваться бесплатной программой с набором готовых контекстных команд. Называется она Send To Toys и находится по адресу http://www.gabrieleponti.com/software. Многие из них, такие как передача имени файла и его пути в буфер обмена, полезны и сами по себе — но еще больше как наглядное пособие для составления собственных команд контекстного меню.
Последний аргумент: Regedit
Если в программе не предусмотрен способ удаления ее команд из контекстного меню, можно обратиться напрямую к системному реестру Windows. Но прежде, на случай если вы где-то ошибетесь, лучше создать резервную копию Registry.
Далее выберите команду Start > Run (Пуск > Выполнить), введите regedit и нажмите Enter. На левой панели открывшегося окна найдите элемент HKEY_CLASSES_ROOT
(вверху) и дважды щелкните на нем. В этом ключе системного реестра хранятся данные о типах файлов, в том числе и об ассоциированных с ними контекстных меню.
Для того чтобы удалить команду из контекстного меню папки, раскройте на левой панели ветвь HKEY_CLASSES_ROOT\Directory\shell
и дважды щелкните на элементе shell, чтобы стали видны дополнительные ключи (некоторые компьютеры могут принадлежать ключу shellex). Каждый такой ключ соответствует одной команде контекстного меню. Правда, встроенных команд Windows здесь нет — их удалить нельзя. Но команды, добавленные внешними приложениями, полностью в нашей власти.
На всякий случай создайте резервную копию этой части реестра — вдруг вы потом захотите восстановить все, как было, или просто ошибетесь? Для этого выделите на левой панели ключ shell и выберите команду Registry > Export Registry File or File > Export Registry File (Реестр > Экспортировать файл реестра или файл > Экспортировать файл реестра). Выберите место, где будет храниться резервная копия (не беспокойтесь — она не займет много места), присвойте файлу имя и проследите, чтобы был выбран режим Selected branch
(Выделенная ветвь). Щелкните на кнопке Save (Сохранить) и выберите ключ, соответствующий той команде меню, которую вы хотите удалить.
Например, для того чтобы удалить команду Browse with ACDSee, создаваемую программой просмотра изображений ACDSee, выберите ключ ACDSee и нажмите клавишу Delete или щелкните на нем правой кнопкой мыши и выберите команду Delete (Удалить). После этого выберите File > Exit (Файл > Выход), чтобы закрыть редактор реестра. Когда вы в следующий раз щелкнете правой кнопкой мыши на папке, этой команды в меню уже не будет. А на случай если позже вам захочется вернуть ее на место, найдите созданный вами файл с резервной копией ветви реестра, щелкните на нем правой кнопкой мыши и выберите команду Merge (Присоединить). Для того чтобы запустить процедуру возврата этой ветви в реестр, щелкните на кнопке Yes (Да) и затем на кнопке OK.
Удаление команды контекстного меню из системного реестра
Некоторые команды контекстного меню входят не в Directory, а в раздел Folder — точнее, в подразделы HKEY_CLASSES_ROOT\Folder\shell и HKEY_CLASSES_ROOT\Folder\shellex. Например, так можно удалить из контекстного меню команду проверки файла антивирусом Касперского (предварительно создав резервную копию ветви).
Для удаления команд контекстного меню для других типов файлов выполняется аналогичная процедура. К сожалению, не всегда просто найти ключ реестра для нужного типа файла. Один из способов это сделать — открыть Windows Explorer (Проводник) или окно любой папки, выделить файл соответствующего типа и воспользоваться комбинацией Shift+F10, чтобы открылось контекстное меню файла. Затем вернуться в Registry Editor, развернуть ветвь HKEY_CLASSES_ROOT, выбрать команду Edit > Find (Правка > Найти) и ввести название команды, которую нужно удалить. При этом проследите, чтобы в разделе Look at (Искать в) был выбран режим Data (Данные). Щелкните на кнопке Find Next. Если повезет, вы найдете команду, в ключе которой есть введенный вами текст. В ключах типов файлов обычно присутствуют их расширения — например, ключ для файлов с расширением TXT называется txtfile. Как и в предыдущих случаях, экспортируйте родительский ключ (такой как shell) для всех удаляемых ключей (на тот случай, если вы ошибетесь и захотите восстановить все, как было), затем выделите ключ, который хотите удалить, и нажмите клавишу Delete.
Поиск ключа в системном реестре: возможно, вам повезет, и вы найдете то, что нужно
Некоторые команды присутствуют в контекстных меню нескольких типов файлов. Для удаления таких команд нужно открыть в редакторе системного реестра ключ HKEY_CLASSES_ROOT\*\shellex\ContextMenuHandlers, выбрать команду Registry > Export Registry File
(Реестр > Экспортировать файл реестра) или File > Export Registry File (Файл > Экспортировать файл реестра), чтобы создать резервную копию этой ветви, и найти в ней ключи, соответствующие командам меню, которые вы хотите удалить. Например, для того чтобы удалить команды, создаваемые при установке Adobe Acrobat 6 для многих типов файлов, выберите ключ Adobe.Acrobat.ContextMenu и нажмите клавишу Delete
или щелкните правой кнопкой мыши на этом ключе и выберите команду Delete
(Удалить).
А нужно ли?..
Каждое приложение настраивает контекстное меню на свой лад. Иногда приходится пробираться сквозь дебри диалоговых окон, искать подсказки в справочной системе и даже в интернете. И все равно в итоге нередко выясняется, что ничего изменить нельзя. Например, если команда проверки антивирусом Касперского удаляется из реестра, то такая же команда Norton AntiVirus "приклеена" навсегда, так что остается только расслабиться и… привыкать.
Обсудить в форуме...>>>>
Рекомендовать эту страницу...>>>>
style='font-size:18.0pt;color:black'>NTFS и FAT: скорость
В этой статье я попытаюсь дать оценку быстродействию файловых систем, используемых в операционных системах Windows 95/98/ME, а также Windows NT/2000. Статья не содержит графиков и результатов тестирований, так как эти результаты слишком сильно зависят от случая, методик тестирования и конкретных систем, и не имеют почти никакой связи с реальным положением дел. В этом материале я вместо этого постараюсь описать общие тенденции и соображения, связанные с производительностью файловых систем. Прочитав данный материал, вы получите информацию для размышлений и сможете сами сделать выводы, понять, какая система будет быстрее в ваших условиях, и почему. Возможно, некоторые факты помогут вам также оптимизировать быстродействие своей машины с точки зрения файловых систем, подскажут какие-то решения, которые приведут к повышению скорости работы всего компьютера. В данном обзоре упоминаются три системы - FAT (далее FAT16), FAT32 и NTFS, так как основной вопрос, стоящий перед пользователями Windows2000 - это выбор между этими вариантами. Я приношу извинение пользователям других файловых систем, но проблема выбора между двумя, внешне совершенно равнозначными, вариантами со всей остротой стоит сейчас только в среде Windows2000. Я надеюсь, всё же, что изложенные соображения покажутся вам любопытными, и вы сможете сделать какие-то выводы и о тех системах, с которыми вам приходится работать.
Данная статья состоит из множества разделов, каждый из которых посвящен какому-то одному вопросу быстродействия. Многие из этих разделов в определенных местах тесно переплетаются между собой. Тем не менее, чтобы не превращать статью в кашу, в соответствующем разделе я буду писать только о том, что имеет отношение к обсуждаемый в данный момент теме, и ни о чем более. Если вы не нашли каких-то важных фактов в тексте - не спешите удивляться: скорее всего, вы встретите их позже. Прошу вас также не делать никаких поспешных выводов о недостатках и преимуществах той или иной системы, так как противоречий и подводных камней в этих рассуждениях очень и очень много. В конце я попытаюсь собрать воедино всё, что можно сказать о быстродействии систем в реальных условиях.
style='font-size:18.0pt;color:black'>1. Теория
Самое фундаментальное свойство любой файловой системы, влияющее на быстродействие всех дисковых операций - структура организации и хранения информации, т.е. то, как, собственно, устроена сама файловая система. Первый раздел - попытка анализа именно этого аспекта работы, т.е. физической работы со структурами и данными файловой системы. Теоретические рассуждения, в принципе, могут быть пропущены - те, кто интересуется лишь чисто практическими аспектами быстродействия файловых систем, могут обратиться сразу ко второй части статьи.
Для начала хотелось бы заметить, что любая файловая система так или иначе хранит файлы. Доступ к данным файлов - основная и неотъемлемая часть работы с файловой системой, и поэтому прежде всего нужно сказать пару слов об этом. Любая файловая система хранит данные файлов в неких объемах - секторах, которые используются аппаратурой и драйвером как самая маленькая единица полезной информации диска. Размер сектора в подавляющем числе современных систем составляет 512 байт, и все файловые системы просто читают эту информацию и передают её без какой либо обработки приложениям. Есть ли тут какие-то исключения? Практически нет. Если файл хранится в сжатом или закодированном виде - как это возможно, к примеру, в системе NTFS - то, конечно, на восстановление или расшифровку информации тратится время и ресурсы процессора. В остальных случаях чтение и запись самих данных файла осуществляется с одинаковой скоростью, какую файловую систему вы не использовали бы.
Обратим внимание на основные процессы, осуществляемые системой для доступа к файлам:
Поиск данных файла
Выяснение того, в каких областях диска хранится тот или иной фрагмент файла - процесс, который имеет принципиально разное воплощение в различных файловых системах. Имейте в виду, что это лишь поиск информации о местоположении файла - доступ к самим данным, фрагментированы они или нет, здесь уже не рассматривается, так как этот процесс совершенно одинаков для всех систем. Речь идет о тех "лишних" действиях, которые приходится выполнять системе перед доступом к реальным данным файлов.
На что влияет этот параметр: на скорость навигации по файлу (доступ к произвольному фрагменту файла). Любая работа с большими файлами данных и документов, если их размер - несколько мегабайт и более. Этот параметр показывает, насколько сильно сама файловая система страдает от фрагментации файлов.
NTFS способна обеспечить быстрый поиск фрагментов, поскольку вся информация хранится в нескольких очень компактных записях (типичный размер - несколько килобайт). Если файл очень сильно фрагментирован (содержит большое число фрагментов) - NTFS придется использовать много записей, что часто заставит хранить их в разных местах. Лишние движения головок при поиске этих данных, в таком случае, приведут к сильному замедлению процесса поиска данных о местоположении файла.
FAT32, из-за большой области самой таблицы размещения будет испытывать огромные трудности, если фрагменты файла разбросаны по всему диску. Дело в том, что FAT (File Allocation Table, таблица размещения файлов) представляет собой мини-образ диска, куда включен каждый его кластер. Для доступа к фрагменту файла в системе FAT16 и FAT32 приходится обращаться к соответствующей частичке FAT. Если файл, к примеру, расположен в трех фрагментах - в начале диска, в середине, и в конце - то в системе FAT нам придется обратиться к фрагменту FAT также в его начале, в середине и в конце. В системе FAT16, где максимальный размер области FAT составляет 128 Кбайт, это не составит проблемы - вся область FAT просто хранится в памяти, или же считывается с диска целиком за один проход и буферизируется. FAT32 же, напротив, имеет типичный размер области FAT порядка сотен килобайт, а на больших дисках - даже несколько мегабайт. Если файл расположен в разных частях диска - это вынуждает систему совершать движения головок винчестера столько раз, сколько групп фрагментов в разных областях имеет файл, а это очень и очень сильно замедляет процесс поиска фрагментов файла.
Вывод: Абсолютный лидер - FAT16, он никогда не заставит систему делать лишние дисковые операции для данной цели. Затем идет NTFS - эта система также не требует чтения лишней информации, по крайней мере, до того момента, пока файл имеет разумное число фрагментов. FAT32 испытывает огромные трудности, вплоть до чтения лишних сотен килобайт из области FAT, если файл разбросан по разным областям диска. Работа с внушительными по размеру файлами на FAT32 в любом случае сопряжена с огромными трудностями - понять, в каком месте на диске расположен тот или иной фрагмент файла, можно лишь изучив всю последовательность кластеров файла с самого начала, обрабатывая за один раз один кластер (через каждые 4 Кбайт файла в типичной системе). Стоит отметить, что если файл фрагментирован, но лежит компактной кучей фрагментов - FAT32 всё же не испытывает больших трудностей, так как физический доступ к области FAT будет также компактен и буферизован.
Поиск свободного места
Данная операция производится в том случае, если файл нужно создать с нуля или скопировать на диск. Поиск места под физические данные файла зависит от того, как хранится информация о занятых участках диска.
На что влияет этот параметр: на скорость создания файлов, особенно больших. Сохранение или создание в реальном времени больших мультимедийных файлов (.wav, к примеру), копирование больших объемов информации, т.д. Этот параметр показывает, насколько быстро система сможет найти место для записи на диск новых данных, и какие операции ей придется для этого проделать.
Для определения того, свободен ли данный кластер или нет, системы на основе FAT должны просмотреть одну запись FAT, соответствующую этому кластеру. Размер одной записи FAT16 составляет 16 бит, одной записи FAT32 - 32 бита. Для поиска свободного места на диске может потребоваться просмотреть почти всего FAT - это 128 Кбайт (максимум) для FAT16 и до нескольких мегабайт (!) - в FAT32. Для того, чтобы не превращать поиск свободного места в катастрофу (для FAT32), операционной системе приходится идти на различные ухищрения.
NTFS имеет битовую карту свободного места, одному кластеру соответствует 1 бит. Для поиска свободного места на диске приходится оценивать объемы в десятки раз меньшие, чем в системах FAT и FAT32.
Вывод: NTFS имеет наиболее эффективную систему нахождения свободного места. Стоит отметить, что действовать "в лоб" на FAT16 или FAT32 очень медленно, поэтому для нахождения свободного места в этих системах применяются различные методы оптимизации, в результате чего и там достигается приемлемая скорость. (Одно можно сказать наверняка - поиск свободного места при работе в DOS на FAT32 - катастрофический по скорости процесс, поскольку никакая оптимизация невозможна без поддержки хоть сколь серьезной операционной системы).
Работа с каталогами и файлами
Каждая файловая система выполняет элементарные операции с файлами - доступ, удаление, создание, перемещение и т.д. Скорость работы этих операций зависит от принципов организации хранения данных об отдельных файлах и от устройства структур каталогов.
На что влияет этот параметр: на скорость осуществления любых операций с файлом, в том числе - на скорость любой операции доступа к файлу, особенно - в каталогах с большим числом файлов (тысячи).
FAT16 и FAT32 имеют очень компактные каталоги, размер каждой записи которых предельно мал. Более того, из-за сложившейся исторически системы хранения длинных имен файлов (более 11 символов), в каталогах систем FAT используется не очень эффективная и на первый взгляд неудачная, но зато очень экономная структура хранения этих самих длинных имен файлов. Работа с каталогами FAT производится достаточно быстро, так как в подавляющем числе случаев каталог (файл данных каталога) не фрагментирован и находится на диске в одном месте.
Единственная проблема, которая может существенно понизить скорость работы каталогов FAT - большое количество файлов в одном каталоге (порядка тысячи или более). Система хранения данных - линейный массив - не позволяет организовать эффективный поиск файлов в таком каталоге, и для нахождения данного файла приходится перебирать большой объем данных (в среднем - половину файла каталога).
NTFS использует гораздо более эффективный способ адресации - бинарное дерево, о принципе работы которого можно прочесть в другой статье (Структура NTFS). Эта организация позволяет эффективно работать с каталогами любого размера - каталогам NTFS не страшно увеличение количества файлов в одном каталоге и до десятков тысяч.
Стоит заметить, однако, что сам каталог NTFS представляет собой гораздо менее компактную структуру, нежели каталог FAT - это связано с гораздо большим (в несколько раз) размером одной записи каталога. Данное обстоятельство приводит к тому, что каталоги на томе NTFS в подавляющем числе случаев сильно фрагментированы. Размер типичного каталога на FAT-е укладывается в один кластер, тогда как сотня файлов (и даже меньше) в каталоге на NTFS уже приводит к размеру файла каталога, превышающему типичный размер одного кластера. Это, в свою очередь, почти гарантирует фрагментацию файла каталога, что, к сожалению, довольно часто сводит на нет все преимущества гораздо более эффективной организации самих данных.
Вывод: структура каталогов на NTFS теоретически гораздо эффективнее, но при размере каталога в несколько сотен файлов это практически не имеет значения. Фрагментация каталогов NTFS, однако, уверенно наступает уже при таком размере каталога. Для малых и средних каталогов NTFS, как это не печально, имеет на практике меньшее быстродействие.
Преимущества каталогов NTFS становятся реальными и неоспоримыми только в том случае, если в одно каталоге присутствуют тысячи файлов - в этом случае быстродействие компенсирует фрагментированность самого каталога и трудности с физическим обращением к данным (в первый раз - далее каталог кэшируется). Напряженная работа с каталогами, содержащими порядка тысячи и более файлов, проходит на NTFS буквально в несколько раз быстрее, а иногда выигрыш в скорости по сравнению с FAT и FAT32 достигает десятков раз.
style='font-size:18.0pt;color:black'>2. Практика
К сожалению, как это часто бывает во всевозможных компьютерных вопросах, практика не очень хорошо согласуется с теорией. NTFS, имеющая, казалось бы, очевидные преимущества в структуре, показывает не настолько уж фантастические результаты, как можно было бы ожидать. Какие еще соображения влияют на быстродействие файловой системы? Каждый из рассматриваемых далее вопросов вносит свой вклад в итоговое быстродействие. Помните, однако, что реальное быстродействие - результат действия сразу всех факторов, поэтому и в этой части статьи не стоит делать поспешных выводов.
2.1. Объем оперативной памяти (кэширование)
Очень многие данные современных файловых систем кэшируются или буферизируются в памяти компьютера, что позволяет избежать лишних операций физического чтения данных с диска. Для нормальной (высокопроизводительной) работы системы в кэше приходится хранить следующие типы информации:
Данные о физическом местоположении всех открытых файлов. Это, прежде всего, позволит обращаться к системным файлам и библиотекам, доступ к которым идет буквально постоянно, без чтения служебной (не относящейся к самим файлам) информации с диска. Это же относится к тем файлам, которые исполняются в данный момент - т.е. к выполняемым модулям (.exe и .dll) активных процессов в системе. В эту категорию попадают также файлы системы, с которыми производится работа (прежде всего реестр и виртуальная память, различные .ini файлы, а также файлы документов и приложений).
Наиболее часто используемые каталоги. К таковым можно отнести рабочий стол, меню "пуск", системные каталоги, каталоги кэша интернета, и т.п.
Данные о свободном месте диска - т.е. та информация, которая позволит найти место для сохранения на диск новых данных.
В случае, если этот базовый объем информации не будет доступен прямо в оперативной памяти, системе придется совершать множество ненужных операций еще до того, как она начнет работу с реальными данными. Что входит в эти объемы в разных файловых системах? Или, вопрос в более практической плоскости - каким объемом свободной оперативной памяти надо располагать, чтобы эффективно работать с той или иной файловой системой?
FAT16 имеет очень мало данных, отвечающих за организацию файловой системы. Из служебных областей можно выделить только саму область FAT, которая не может превышать 128 Кбайт (!) - эта область отвечает и за поиск фрагментов файлов, и за поиск свободного места на томе. Каталоги системы FAT также очень компактны. Общий объем памяти, необходимый для предельно эффективной работы с FAT-ом, может колебаться от сотни килобайт и до мегабайта-другого - при условии огромного числа и размера каталогов, с которыми ведется работа.
FAT32 отличается от FAT16 лишь тем, что сама область FAT может иметь более внушительные размеры. На томах порядка 5 - 10 Гбайт область FAT может занимать объем в несколько Мбайт, и это уже очень внушительный объем, надежно кэшировать который не представляется возможным. Тем не менее, область FAT, а вернее те фрагменты, которые отвечают за местоположение рабочих файлов, в подавляющем большинстве систем находятся в памяти машины - на это расходуется порядка нескольких Мбайт оперативной памяти.
NTFS, к сожалению, имеет гораздо большие требования к памяти, необходимой для работы системы. Прежде всего, кэширование сильно затрудняет большие размеры каталогов. Размер одних только каталогов, с которыми активно ведет работу система, может запросто доходить до нескольких Мбайт и даже десятков Мбайт! Добавьте к этому необходимость кэшировать карту свободного места тома (сотни Кбайт) и записи MFT для файлов, с которыми осуществляется работа (в типичной системе - по 1 Кбайт на каждый файл). К счастью, NTFS имеет удачную систему хранения данных, которая не приводит к увеличению каких-либо фиксированных областей при увеличении объема диска. Количество данных, с которым оперирует система на основе NTFS, практически не зависит от объема тома, и основной вклад в объемы данных, которые необходимо кэшировать, вносят каталоги. Тем не менее, уже этого вполне достаточно для того, чтобы только минимальный объем данных, необходимых для кэширования базовых областей NTFS, доходил до 5 - 8 Мбайт.
К сожалению, можно с уверенностью сказать: NTFS теряет огромное количество своего теоретического быстродействия из-за недостаточного кэширования. На системах, имеющих менее 64 Мбайт памяти, NTFS просто не может оказаться быстрее FAT16 или FAT32. Единственное исключение из этого правила - диски FAT32, имеющие объем десятки Гбайт (я бы лично серьезно опасался дисков FAT32 объемом свыше, скажем, 30 Гбайт). В остальных же случаях - системы с менее чем 64 мегабайтами памяти просто обязаны работать с FAT32 быстрее.
Типичный в настоящее время объем памяти в 64 Мбайта, к сожалению, также не дает возможности организовать эффективную работу с NTFS. На малых и средних дисках (до 10 Гбайт) в типичных системах FAT32 будет работать, пожалуй, немного быстрее. Единственное, что можно сказать по поводу быстродействия систем с таким объемом оперативной памяти - системы, работающие с FAT32, будут гораздо сильнее страдать от фрагментации, чем системы на NTFS. Но если хотя бы изредка дефрагментировать диски, то FAT32, с точки зрения быстродействия, является предпочтительным вариантом. Многие люди, тем не менее, выбирают в таких системах NTFS - просто из-за того, что это даст некоторые довольно важные преимущества, тогда как типичная потеря быстродействия не очень велика.
Системы с более чем 64 Мбайтами, а особенно - со 128 Мбайт и более памяти, смогут уверенно кэшировать абсолютно всё, что необходимо для работы систем, и вот на таких компьютерах NTFS, скорее всего, покажет более высокое быстродействие из-за более продуманной организации данных.
2.2. Быстродействие накопителя
Влияют ли физические параметры жесткого диска на быстродействие файловой системы? Да, хоть и не сильно, но влияют. Можно выделить следующие параметры физической дисковой системы, которые по-разному влияют на разные типы файловых систем:
Время случайного доступа (random seek time). К сожалению, для доступа к системным областям на типичном диске более сложной файловой системы (NTFS) приходится совершать, в среднем, больше движений головками диска, чем в более простых системах (FAT16 и FAT32). Гораздо большая фрагментация каталогов, возможность фрагментации системных областей - всё это делает диски NTFS гораздо более чувствительными к скорости считывания произвольных (случайных) областей диска. По этой причине использовать NTFS на медленных (старых) дисках не рекомендуется, так как высокое (худшее) время поиска дорожки дает еще один плюс в пользу систем FAT.
Наличие Bus Mastering. Bus Mastering - специальный режим работы драйвера и контроллера, при использовании которого обмен с диском производится без участия процессора. Стоит отметить, что система запаздывающего кэширования NTFS сможет действовать гораздо более эффективно при наличии Bus Mastering, т.к. NTFS производит отложенную запись гораздо большего числа данных. Системы без Bus Mastering в настоящее время встречаются достаточно редко (обычно это накопители или контроллеры, работающие в режиме PIO3 или PIO4), и если вы работаете с таким диском - то, скорее всего, NTFS потеряет еще пару очков быстродействия, особенно при операциях модификации каталогов (например, активная работа в интернете - работа с кэшем интернета).
Кэширование как чтения, так и записи на уровне жестких дисков (объем буфера HDD - от 128 Кбайт до 1-2 Мбайт в современных дорогих дисках) - фактор, который будет более полезен системам на основе FAT. NTFS из соображений надежности хранения информации осуществляет модификацию системных областей с флагом "не кэшировать запись", поэтому быстродействие системы NTFS слабо зависит от возможности кэширования самого HDD. Системы FAT, напротив, получат некоторый плюс от кэширования записи на физическом уровне. Стоит отметить, что, вообще говоря, всерьез принимать в расчет размер буфера HDD при оценке быстродействия тех или иных файловых систем не стоит.
Подводя краткий итог влиянию быстродействия диска и контроллера на быстродействия системы в целом, можно сказать так: NTFS страдает от медленных дисков гораздо сильнее, чем FAT.
2.3. Размер кластера
Хотелось бы сказать пару слов о размере кластера - тот параметр, который в файловых системах FAT32 и NTFS можно задавать при форматировании практически произвольно. Прежде всего, надо сказать, что больший размер кластера - это практически всегда большее быстродействие. Размер кластера на томе NTFS, однако, имеет меньшее влияние на быстродействие, чем размер кластера для системы FAT32.
Типичный размер кластера для NTFS - 4 Кбайта. Стоит отметить, что с большим размером кластера отключается встроенная в файловую систему возможность сжатия индивидуальных файлов, а также перестает работать встроенный API дефрагментации - т.е. подавляющее число дефрагментаторов, в том числе встроенный в Windows 2000, будут неспособны дефрагментировать этот диск. SpeedDisk, впрочем, сможет - он работает не через это API. Оптимальным с точки зрения быстродействия, по крайней мере, для средних и больших файлов, считается (самой Microsoft) размер 16 Кбайт. Увеличивать размер далее неразумно из-за слишком больших расходов на неэффективность хранения данных и из-за мизерного дальнейшего увеличения быстродействия. Если вы хотите повысить быстродействие NTFS ценой потери возможности сжатия - задумайтесь о форматировании диска с размером кластера, большим чем 4 Кбайта. Но имейте в виду, что это даст довольно скромный прирост быстродействия, который часто не стоит даже уменьшения эффективности размещения файлов на диске.
Быстродействие системы FAT32, напротив, можно довольно существенно повысить, увеличив размер кластера. Если в NTFS размер кластера почти не влияет на размер и характер данных системных областей, то в системе FAT увеличивая кластер в два раза, мы сокращаем область FAT в те же два раза. Вспомните, что в типичной системе FAT32 эта очень важная для быстродействия область занимает несколько Мбайт. Сокращение области FAT в несколько раз даст заметное увеличение быстродействия, так как объем системных данных файловой системы сильно сократиться - уменьшается и время, затрачиваемое на чтение данных о расположении файлов, и объем оперативной памяти, необходимый для буферизирования этой информации. Типичный объем кластера для систем FAT32 составляет тоже 4 Кбайт, и увеличение его до 8 или даже до 16 Кбайт - особенно для больших (десяток и более гигабайт) дисков - достаточно разумный шаг.
2.4. Другие соображения
NTFS является достаточно сложной системой, поэтому, в отличие от FAT16 и FAT32, имеются и другие факторы, которые могут привести к существенному замедлению работы NTFS:
Диск NTFS был получен преобразованием раздела FAT16 или FAT32 (команда convert). Данная процедура в большинстве случаев представляет собой тяжелый случай для быстродействия, так как структура служебных областей NTFS, скорее всего, получится очень фрагментированной. Если есть возможность - избегайте преобразования других систем в NTFS, так как это приведет к созданию очень неудачного диска, которому не поможет даже типичный (неспециализированный) дефрагментатор, типа Diskeeper-а или встроенного в Windows 2000.
Активная работа с диском, заполненным более чем на 80% - 90%, представляет собой катастрофический для быстродействия NTFS случай, так как фрагментация файлов и, самое главное, служебных областей, будет расти фантастически быстро. Если ваш диск используется в таком режиме - FAT32 будет более удачным выбором при любых других условиях.
style='font-size:18.0pt;color:black'>3. Выводы
В данной заключительной части "одной строчкой" собраны ключевые особенности быстродействия этих трех файловых систем.
FAT - плюсы:
Для эффективной работы требуется немного оперативной памяти.
Быстрая работа с малыми и средними каталогами.
Диск совершает в среднем меньшее количество движений головок (в сравнении с NTFS).
Эффективная работа на медленных дисках.
FAT - минусы:
Катастрофическая потеря быстродействия с увеличением фрагментации, особенно для больших дисков (только FAT32).
Сложности с произвольным доступом к большим (скажем, 10% и более от размера диска) файлам.
Очень медленная работа с каталогами, содержащими большое количество файлов.
NTFS - плюсы:
Фрагментация файлов не имеет практически никаких последствий для самой файловой системы - работа фрагментированной системы ухудшается только с точки зрения доступа к самим данным файлов.
Сложность структуры каталогов и число файлов в одном каталоге также не чинит особых препятствий быстродействию.
Быстрый доступ к произвольному фрагменту файла (например, редактирование больших .wav файлов).
Очень быстрый доступ к маленьким файлам (несколько сотен байт) - весь файл находится в том же месте, где и системные данные (запись MFT).
NTFS - минусы:
Существенные требования к памяти системы (64 Мбайт - абсолютный минимум, лучше - больше).
Медленные диски и контроллеры без Bus Mastering сильно снижают быстродействие NTFS.
Работа с каталогами средних размеров затруднена тем, что они почти всегда фрагментированы.
Диск, долго работающий в заполненном на 80% - 90% состоянии, будет показывать крайне низкое быстродействие.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что на практике основной фактор, от которого зависит быстродействие файловой системы - это, как ни странно, объем памяти машины. Системы с памятью 64-96 Мбайт - некий рубеж, на котором быстродействие NTFS и FAT32 примерно эквивалентно. Обратите внимание также на сложность организации данных на вашей машине. Если вы не используете ничего, кроме простейших приложений и самой операционной системы - может случиться так, что FAT32 сможет показать более высокое быстродействие и на машинах с большим количеством памяти.
NTFS - система, которая закладывалась на будущее, и это будущее для большинства реальных применений сегодняшнего дня еще, к сожалению, видимо не наступило. На данный момент NTFS обеспечивает стабильное и равнодушное к целому ряду факторов, но, пожалуй, всё же невысокое - на типичной "игровой" домашней системе - быстродействие. Основное преимущество NTFS с точки зрения быстродействия заключается в том, что этой системе безразличны такие параметры, как сложность каталогов (число файлов в одном каталоге), размер диска, фрагментация и т.д. В системах FAT же, напротив, каждый из этих факторов приведет к существенному снижению скорости работы.
Только в сложных высокопроизводительных системах - например, на графических станциях или просто на серьезных офисных компьютерах с тысячами документов, или, тем более, на файл-серверах - преимущества структуры NTFS смогут дать реальный выигрыш быстродействия, который порой заметен невооруженным глазом. Пользователям, не имеющим большие диски, забитые информацией, и не пользующимся сложными программами, не стоит ждать от NTFS чудес скорости - с точки зрения быстродействия на простых домашних системах гораздо лучше покажет себя FAT32.
Как ускорить работу Windows XP
Ускорить запуск Windows XP, и освободить память можно путем отключения системных Служб. Отключить их можно разными путями: в командную строку ввести команду services.msc или в меню "Администрирование" в разделе "Службы" выбрать свойство нужной службы. Второй путь более рационален, т.к. вы не забудете, что отключали и в любое время можете восстановить - "Настройка системы" (msconfig.exe). При отключении служб нужно быть аккуратным, т.к. отключение чего-то лишнего может привести к нестабильной работе системы, поэтому, перед отключении нужно экспортировать ветвь служб реестра (HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Serviсes), и сохранить на диске, чтобы в любой момент, можно было восстановить. Еще один совет, перед отключением какой-либо службы, посмотрите "Зависимости" в свойстве этой службы, какие компоненты зависят от отключаемой вами службы.
Windows XP создает и поддерживает индекс всех файлов на дисках для того, чтобы ускорять их поиск. Обратная сторона медали - замедляется выполнение остальных команд типа открыть, закрыть и т.п. Мне лично компромисс показался неудачным:
- Открываем My Computer.
- Из контекстного меню иконки жесткого диска выбираем Properties.
- Снимаем галочку на опции Allow indexing service to index this disk for faster searches.
- В появившемся окне выбираем опцию Apply to all folders and subfolders.
- Повторяем процедуру для всех оставшихся жестких дисков компьютера.
Можно несколько увеличить скорость загрузки Windows, если отключить определение подключения дисковода при загрузке. Для этого щелкните правой кнопкой мыши по иконке "Мой компьютер", выберите "Свойства", перейдите на вкладку "Быстродействие" и нажмите кнопку "Файловая система". Там надо выбрать вкладку "Гибкие диски" и снять галочку с опции "При запуске компьютера определять, подключен ли дисковод".
1. Лезем в свойства панели задач и меню “Пуск” (У кого Пуск, а у других…).
Здесь выбираем классический стиль.
а) Свойства системы содержат в себе много интересного:
Вкладка ОборудованиеeДиспечер устройств:
Зайдя в свойства COM-портов, установите скорость до 128000 бит в секунду,
и установить:
Data Bits(биты данных)=8
Parity (Чётность)=none (нет)
StopBits (Стоповые биты)=1
FlowControl (Управление потоком)=hardware (Аппаратное)
Ну а раз уж зашли сюда, то включите использование FIFO буфера
и задайте максимальные значенияразмеров приемного и передающего буферов.
б) Заходите в Диспечер устройств и выбираете Дисковые накопители,
где проживает ваш винчестер, жмете на Свойства,
вкладка Настройка(и) ставите DMA.То же самое делаете и с CD-ROM:
выбираете свой CD, жмёте Свойства, где в настройках опять ставите флажок DMA.
Теперь у процессора есть возможность подумать над более важными делами,
нежели быть постоянно “атакованным” жестким диском и CD-ROM'ом.
в) Не выходя из предыдущего меню, жмите Дополнительноe Быстродействие
Параметры, где оставьте галки только у следующих пунктов:
- использование стилей отображения для окон и кнопок
- использование типичных задач для папок
- отбрасывание теней значками на рабочем столе
-Отображение тени под указателем мыши
г) Во вкладке ДополнительноeБыстродействиеe Дополнительно
установите оптимизацию работы программ в обоих пунктах,
а затем во вкладке Виртуальная память выставьте значение 250 в полях
“Исходный размер” и “Максимальный размер”
Поднявшись до уровня ДополнительноeПеременные среды,
где значениями Tempи tmp определите СTemp,
предварительно создав папку Temp(ов) просторах диска C.
ДополнительноeОтчёт об ошибках, который, как вы уже поняли,
необходимо отключить, иначе останетесь погребёнными под тоннами
“Warning!”-окон.
Windows всегда старался сконфигурировать,
что-нибудь навороченное и бесполезное: Далеко не каждый
заметит разницу между TrueColor(и) HighColor, а вот для видеосистемы
это удар (пусть и не сильный), отсюда не будет лишним изменить
глубину цвета с 32 на 16 бит.
Обязательно раздобудьте TweakUI
(только не притворяйтесь, что не знаете где - в Инете!),
в котором уменьшите задержку при выпадении меню,
а также присмотрите что-нибудь интересное: возможно станете
первым пользователем, которому пришлась по душе функция X-mouseJ.
Основной курс оптимизатора.
2.Для начала, необходимо уменьшить обьём, занимаемыйWindows.
Это не только освободит место для других программ,
но положительно скажется на производительности Виндов.
а)Выключить SystemRestore. Сделать это можно,
вернувшись в Свойства системы во вкладке Восстановление системы,
что облегчит вес папки System Volume Information.
Windows\Driver Cache\i386\
Это можно сделать в том случае, если вы уже установили всё необходимое
оборудование и на случай появления нового у вас есть дистрибутив,
который будет запрашиваться при добавлении нового оборудования.
б) Windows\system32\dllcache\
Это кэш защищенных системных файлов,
используемый для их автоматического восстановления
в случае повреждения. Размер по умолчанию этой папки около 400 Мб,
за который отвечает параметр SFCQuota (0xFFFFFFFF) в
HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\WindowsNT\CurrentVersion\Winlogon
Изменить размер кэша системных файлов можно помощью команды sfc:
sfc /cachesize=0, а потом удалить все файлы в директории Windows\system32\dllcache\.
По адресу HKEY_CURRENT_USER -> ControlPanel -> Desktop -> WindowsMetrics
вы найдёте ключ MinAnimate,
который необходимо создать в случае его отсутствия (тип String).
0 - эффект анимации при сворачивании/разворачивании включён.
1 – выключен.
Перед тем как совершить нижеизложенные изменения, идите по адресу
HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Services
и экспортируйте его содержимое.
Print Spooler (не выключать при наличии принтера)
Automatic Updates (не выключать при наличии постоянно включённого интернета)
Cryptographic Service
Portable media serial number
SSDP Discovery service
TaskScheduler (не выключать при использовании TaskScheduler`а)
Terminal Service
Windows time
Wireless zero configuration: (невыключатьприналичиибеспроводнойсети)
Messenger
Computer Browser: Обновляет список компьютеров в сети.
Если у вас нет локальной сети, то можно отключить.
Event Log.
Remote Registry Service
System Event Notification
Telnet
Uninterruptible power supply
(не выключать при наличии Источника бесперебойного питания)
[HKEY_LOCAL_MACHINE \ SYSTEM \ CurrentControlSet \ Control \ SessionManager \ MemoryManagement]
адрес зоны следующих боевых действий:
Pagefile, используемый системой в качестве полигона.
Заполняя его нулями при каждом выключении и создавая его при включении,
вы освобождаете полигон от преданий предыдущего боя.
Установите параметр "ClearPageFileAtShutdown"=dword:00000001.
Чтобы зависшие программы
(а это не редкость даже в WindowsXP, правда XP чрезвычайно редко
отвечает последним взаимностью) убивались поскорее ключ HungAppTimeout
находящийся по адресу HKCU\Control Panel\Desktop поможет вам решить эту задачу
. В этой ветке присвойте значения следующим ключам:
WaitToKillServiceTimeout=время в миллисекундах (например, 5000)
AutoEndTasks=1(лицензия на отстрел зависших процессов самостоятельно.)
Пожелание: установка слишком низкого Timeoutприведёт к тому,
что программы будут прощатся с жизнью ещё до “рождения” K.
Выставивклю(ш)
Auto=0поадресуHKEY_LOCAL_MACHINE -> SOFTWARE -> Microsoft -> Windows NT -> CurrentVersion -> AeDebug.
Это отключит Dr. Watson`а, пристающего со своим
Debug`ом с завидной назойливостью.
Групповая политика
Групповая политика. “GPEDIT.MSC” - введите этот “код” и вы получите доступ
ко многим вышеперечисленным и к множеству новых параметров системы.
Самое главное, что это делает программа, входящая в состав
WindowsXPProffesionalEdition(Не в пример HomeEditon),
то есть изменения происходят “легально”, что, правда, не избавляет от казусов
Windowsс её 500 дырами далеко до MacOSи Unix– 25 и 30 соответственно
MSCONFIG
Гораздо менее“отвязная” программаSystem Configuration Utility.
Код- “MSCONFIG” встроке“Выполнить”. Утилита расчитана прежде всего
на начинающих, но более понятна. Именно здесь находится настоящая
“Автозагрузка”, не в пример муляжу, находящемуся в Пуск ->Программы.
Важнейшие системные файлы также редактируются здесь
наиболее безопасным способом: отключение строк-System.ini, Win.iniи Boot.ini.
+Быстрое переключение между пользователями
Такая функция доступна в "XP Home Edition" и "Professional",
если компьютер не входит в домен. Быстрое переключение
позволяет пользователям одного компьютера быстро переключаться
между учетными записями без завершения сеанса. Прекрасная функция,
если вашим компьютером пользуется мама, папа и всякие сестры-братья,
однако такое переключение колоссально (!) отъедает доступную память.
Упаковка и Отшлифовка
3.Теперь, когда “SoftwareUpgrade” закончен можно приступить
к гораздо более приятному этапу: Tuning`у. Однако теперь, когда у вас
в руках система, удачными изменениями в которой вы дорожите
важно закрепить положение дел. Другими словами я предлагаю вам на время
следущих преобразований сохранить папку Windiwsи папку,
содержащую ваш аккаунт в надёжное место.
а) Первое, чем можно себя порадовать - это обработка Windows-файлов
редактором ресурсов, вскрывающим содержимое *.exe*.dll-файлов.
Тем самым вы получите возможность изменить практически любой
текст в XPи не только… Одним из таких редакторов является Restorator.
В Windowsнаиболее “объёмными” кладовыми являются:
\Windows\Explorer.exe
\Windows\System32\shell32.dll
Сопутствующие советы:
- Сохраняйте файлы версиями, возвращаясь к предыдущему варианту
в случае неудачи.(explorer1,2.exe; explorer2,6.exeи т.д.)
- Изменить что-либо вы сможете переключившишь в режим правки.
- Изменяйте только текст, не затрагивая числа вокруг текста.
- Не забывайте о возможности импорта своих картинок
(с соответствующими размерами) - это добавит “эксклюзивности” вашему Windows`у.
BootVis- программа, сильно уменьшающая время загрузки.
Скачать её можно с сервера Microsoft`а.
Существует много программ, которые изменяют системные настройки XP.
Tweak-XPPro как раз такая программа. При должном подходе творение
TotalideaSoftware творит чудеса.
наиболее интересующими являются следующие вкладки:
- HardwareTweaks
- MemoryOptimization
- CacheOptimization
Внимательно осмотрите эти пункты, особенно первый.
Наибольший скачок производительности можно наблюдать после прохождения
процедуры OptimizationWizard, скромно прячущейся за маленькой ссылкой
“OpenOptimizationWizard”.
б) Чистка реестра- если командный центр завален мусором, организация
наступления на крупные программы закончится провалом.
Попросту говоря, чистите реестр - хуже не будет, если, конечно,
е пользоваться “левыми” чистильщиками и предварительно застраховать реестр.
Лично я пользуюсь NBGCleanRR, так как он находит битые ссылки после
практически всех конкурентов.
Поиск ошибок - один из важнейших пунктов,
поскольку этот этап может выявить гнилые доски в доблестном
паруснике под названием Windows. В данный момент это особенно
необходимо, потому что некоторые предшествующие действия были излишне
“варварскими”. Уменьшение тоннажа корабля привели к побочному действию:
гвозди торчат во все стороны, превратив корабль в нечто странное
и изредка глючащее. В связи с этим, необходимо найти хороших ремонтников
По-моему DiskFixer из Fix-It- самый дельный работник
(особенно, если после него запустить RegistryFixer).
Можете, конечно, воспользоваться утилитами Питера Нортона,
но пользуясь этой программой я почуствовал некоторое беспокойство
за свои файлы, которое вскоре подтвердилось:
русские названия превратились в иероглифы,
разобрать который мне помог только студент 4-го курса
изучающий китайский язык. А излишне длинные названия, среди коих
оказались папки директории Windows(!)…
Дефрагментация реестра- когда из реестра вычищено всё,
что нужно и не нужно J, он напоминает голландский сыр.
Новая миссия выполнима при наличии уже знакомого пакета Fix-It.-> RegistryDefrag.
Проверка на наличие вирусов - в последнее время люди всё
легкомысленнее относятся к вирусам. Действительно, вирусы,
в большинстве своём безвредны/маловредны, хотя встречаются иногда такие…
Ладно, если бы дело обстояло таким образом, я бы не затрагивал его.
Ан нет, к производительности вирусы, черви и прочая живность
имеет самое прямое отношение. Антивирусник - ваш выбор.
Здесь главное постоянно обновляющаяся база вирусов.
Пересмотрите настройки BIOS`а: их сейчас знает каждый школьник,
поэтому здесь я не у дел. В крайнем случае в Инете полно доков по
оптимальной настройке BIOS`а для любой материнской платы.
4. Совет: поосторожнее…
а) Дефрагментация+Оптимизация файла подкачки.-последний пункт,
но далеко не последний по значению. Существуют разные дефрагментаторы,
и здесь, как и в предыдущем пункте отсутствует определённое мнение.
- Ontrack JETDefrag-технологияIntelli Cluster
Имеется зона "IntelliCluster", которая сохранена для информации дефрагментации.
Системные файлы, выполняемые программы и DLL файлы, файлы,
которые выполняют программы хранятся в зоне вместе.
После первого буфера свободного места, есть зона для часто изменяемых файлов.
Часто изменённые файлы устанавливаются около свободного места
на диске так, чтобы они занимали больше места и дефрагментировались быстрее.
Затем идёт - зона для "промежуточных" файлов, которые не часто изменяются,
но и не падают в категорию редкоизменяемых.
Для этой последней катгории имеется отдельная зона.
Наконец, дальше всего на диске - редко изменяемые файлы.
NortonSpeedDisk- технология стандартного перемещения и оптимизации,
но есть возможность оптимизации своп-файла.
Windows XP Настройка оболочки
Убрать значки с "Рабочего стола" и создать ОЧЕНЬ быструю панель можно нажав на "трэе" (там, где часы) правую кнопку мыши. В меню выбрать "Панели инструментов" - поставить галочку "Рабочий стол" (если там такового нет - нажать "создать" и там выбрать "Рабочий стол"). При этом слева от трэя появится оная перемещаемая панелька со стрелкой, разворачивающей всё содержимое "Стола". После этого зайти в свойства экрана, вкладка "Эффекты" и там установить галку "Прятать содержимое стола, если...".Всё! Вся фишка в том, что:
1. не захламляются ваши обои и
2. (самое главное!) через эту менюшку можно практически мгновенно добраться до ЛЮБОЙ точки вашего компа НЕ ЗАПУСКАЯ ПРИ ЭТОМ ВСЯКИХ "ПРОВОДНИКОВ", "КОММАНДЕРОВ" и т.д., (заодно и ресурсы экономятся!) Попробуйте, не пожалеете!
З.Ы. Для 98 Выньды. Для остальных - не знаю, есть ли там такое... ;)
Если вам надо постоянно обращаться к какому-то элементу Панели управления, то можно создать ярлык на "Рабочем столе" с такой командной строкой: "CONTROL.EXE desk.cpl,,3". Desk.cpl указывает вызываемую функцию "Панели управления". Например, appwiz.cpl откроет окно "Установка и удаления программ", а цифра следующая после двух запятых - номер нужной вкладки, начиная с нуля.
Отключение Error Reporting - навязчивого желания ХР постоянно отсылать сообщения разработчикам по случаю возникновения каждой ошибки (например, зависания того или иного приложения). Эти желания режутся на корню просто, но со вкусом:
В Контрольной Панели выбирается Система (System).
Закладка Advanced, далее - Error Reporting.
Включается опция Disable Error Reporting. Опцию But Notify me When critical errors occur (уведомлять меня о возникновении критических ошибок) я оставил, чтобы не пребывать в неведении по поводу неожиданных сбоев (пока бог миловал).
Для того, чтобы вставить любое слово рядом с часами нужно сделать следующее:
1. Зайти на "Панель управления", затем "Язык и стандарты"
2. Перейти на вкладку "Время"
3. В поле "Формат времени" измените формат на "ЧЧ:мм:сс оо" (оо набирать русскими), в полях обозначения времени до и после полудня введите ваше слово.
После установки Windows можно переместить системную папку "Мои документы" на рабочий диск, предназначенный для хранения всего содеянного пользователем (я обычно присваиваю ему метку тома Documents). Все необходимые изменения в реестре Windows сделает самостоятельно.
Вы пользуетесь пунктом контекстного (всплывающего) меню файла или папки "Отправить"? Если нет, то вы много теряете! Когда вы кликаете правой кнопкой на файле или папке выбираете пункт "Отправить" и там выбираете, куда хотите отправить, то выбранный вами файл копируется (перемещается) в ту папку, которую вы выбрали. Здорово, правда?
Так вот ярлычки для пунктов назначения (папок) хранятся в X:\%windir%\SendTo, т.е. если у вас Windows установлена на диске C, то путь к папке SendTo будет выглядеть так: C:\windows\SendTo. Очень удобно! Так вот суть этого совета:
1) Вы создаёте ярлык для папки SendTo.
2) Извращаетесь над ним (меняете иконку, переименовываете).
3) Копируете этот ярлык в папку SendTo.
Теперь, когда вы много всего копируете(перемещаете) в определённую папку, то создаёте для неё ярлык и отправляете в Отправить! Очень удобно! Сам испытал!
По сути не совет, а прикол для тех кому понравился вариант использования функции "Послать".
Если вы работаете в Инете, то слово "Послать" у вас ассоциируется с отправкой письма, а если вы к тому же и гражданин бывшего СССР, то и ещё кое с чем 8). Берём, создаём ярлык ссылающийся на корзину и переименовываем его в "На...*". Потом переносим этот ярлык в папку ..windows/SendTo/
Пользуйтесь на здоровье.